metrogazeta.ru
Главная > Культура & Cтиль жизни  > Лицо с обложки > 2008 > Октябрь

Лицо с обложки

17.10.2008

Старая гвардия

В Челябинск в рамках кинофестиваля «Любить человека», который закрывается завтра в «Мегаполисе», приехала актриса Людмила Хитяева, знакомая многим по своим ролям в фильмах «Тихий Дон» и «Стряпуха». Газетачел.ру встретилась с артисткой и узнала у нее секрет знаменитых пельменей режиссера Герасимова.


Творческий вечер в тесном зале киноцентра имени Оболенского, куда Людмилу Ивановну привезли на встречу с челябинскими поклонниками — главным образом, пожилого возраста, начался с показа «Понизовой вольницы» (1908), одного из первых российских немых игровых фильмов, снятого при участии 150 человек массовки и длящегося всего десять минут. Прихлебывая из бокала винцо, коим в киноцентре угощали всех собравшихся, и закусывая напиток большими виноградинами, Хитяева вглядывалась в экран и похвалялась, мол, не смотрела ничего подобного. Про практически интимную атмосферу встречи актриса говорила в таком же духе: «Ничего подобного со мной еще не было. Я никогда в такой уютной обстановке не бывала». Впрочем, лукавила, скорее всего.

В столице Южного Урала Людмила Ивановна, которая нынче не служит ни в каком театре, особенно не стремится сниматься («меня современное российское кино не волнует») и много ездит по стране (до Челябинска она с продолжительным визитом была на Дальнем Востоке), в окружении своих ровесниц травила байки про съемки «Тихого Дона», про Шолохова и суровую Веру Пашенную, души не чаявшую в молоденькой Хитяевой. Это был такой обязательный джентльменский набор. В остальное же время, постоянно жалуясь на звездную молодежь («промурлыкали две песенки и уже называют себя звездами!») и молодежь обычную («наши родители строили семью с вилки, с ложки, а нынешние девицы сразу спрашивают своих молодых людей, что они им купят»), актриса рассказывала все больше про прошлое, нежели настоящее. Про своего учителя и нашего земляка режиссера Сергея Герасимова и его знаменитые пельмени — да так, что оные захотелось попробовать всем гостям встречи. А завершение встречи подарила местной собирательнице игрушечных лягушек свою брошку. С барского плеча сняла, так сказать.

Первую роль в кино «отбила» у Лучко
— Я окончила Горьковское театральное училище, и меня сразу же взяли в театр драмы им. Горького в Нижнем Новгороде. Только я начала делать робкие шаги на сцене, как съемочная группа во главе с Анненским приехала к нам в город выбирать натуру для будущего фильма «Екатерина Воронина». Кинематографисты пришли в наш театр, где я как раз репетировала главную роль в спектакле «Наш дом» — роль жены Стаханова, которая из восторженной женщины в итоге превращалась в мещанку. Исидор Маркович (Анненский) увидел меня и указал: «Вот! Вот она Екатерина Воронина». Меня утвердили на роль, хотя до этого на нее пробовались тридцать актрис, и последней из них была Клара Лучко, которая и должна была играть в фильме по плану.
Надо признаться, что я совершенно до этого не знала кинокухни, как театральная актриса, я привыкла репетировать, а здесь приходилось сначала играть шестнадцатилетнюю девочку, а уже через некоторое время руководить портом. Однако у меня были великолепные партнеры. Одна Вера Пашенная, которая играла мою бабушку, чего стоила! Ее все очень боялись, она была женщиной властной, а со мной становилась просто мякишем, называла своей внученькой и многому научила.

От участия в «Тихом Доне» хотела отказаться
— Где-то в середине съемок картины «Екатерина Воронина» прошел слух о том, что готовится «Тихий Дон», все молодые актеры активно обсуждали, кого пригласят играть в этом фильме. И вот, когда съемки «Ворониной» подходили к концу, меня, идущую в кителе, с зачесанными волосами по коридору студии им. Горького, остановил Сергей Герасимов и спросил: «Товарищ Хитяева! Хотите у меня сниматься?». «Сергей Аполлинариевич, — икая, ответила ему я, — хотела бы. А кого?» Он: «Я хотел бы вам предложить сыграть роль очень яркую, сочный самобытный характер, женщину с трагической судьбой. Я хотел бы предложить вам Дарью». «Но я же городской житель, я совсем не знаю казацких традиций, жизни села». «Ничего, — сказал он, — мы все городские. Будем учиться».
Уже перед самым началом съемок я начала трусить и отказываться. По молодости. И меня стали уговаривать всем миром: «Как же так? Это же Шолохов! Шо-ло-хов!». Прислали телеграмму правительственную. Я пришла к нашему театральному режиссеру Покровскому, и тот сказал: «Разумеется, картина эта будет очень популярной. И ты тоже станешь известной, только веди себя скромно. И не забывай, что здесь твои корни. Когда тебя будут приглашать, никогда не отказывай».

Казачка Марья Петровна научила актрису причитать
— Когда я приехала на съемки «Тихого Дона», мне пришлось отстаивать свое место в уже спаянном коллективе. Меня сходу, не успела я даже толком познакомиться с актером Смирновым, который играл моего мужа, поставили в сцену причитания над его прахом. Причитать надо было так, как это делают казаки. И вот я заливаюсь слезами, заламываю руки, а Герасимов мне говорит, что так не пойдет, что нужно одеться, как казачка, в длинную юбку. И чтобы духами не пахло от меня. Я ночи не сплю, не могу понять, как же мне себя вести. А на съемках у нас присутствовало много любопытных, в том числе и казачка Марья Петровна. Ее-то Сергей Аполлинариевич и попросил мне помочь. В тот же день она отвезла меня в районный центр Диченский, где как раз умер 90-летний старичок. Когда мы приехали на место, я увидела такую картину: в избе в углу была икона, горела лампада, у гроба сидели две старушки и спокойно творили молитву. Эта Марья Петровна сходу начала причитать. Старушки тоже всполошились и подхватили. И получился просто ансамбль кликуш. У меня нервы на пределе были, я постепенно к ним подошла и, заливаясь слезами, тоже запричитала. На следующий день я ехала на съемочную площадку в полуобморочном состоянии. Герасимов посмотрел на меня, увидел мое скорбное опухшее лицо и сказал: «Во! Сегодня ты мне нравишься». Снимали сцену всего в три дубля. Я так рыдала, что меня остановить не могли, даже валерьянку предлагали. Но высшей похвалой для меня стало, когда Сергей Аполлинариевич сказал: «Ну, дорогая, вот это искусство».

Пельмени по-герасимовски есть даже в Париже
— Сергей Аполлинариевич умел не только работать, но и отдыхать. Как выдавался выходной день, он собирал нас всех, и мы делали знаменитые герасимовские пельмени из трех видов мяса. Когда же я впервые прилетела в Париж, один меценат нас пригласил в ресторан «Максим», очень дорогой, где все в косоворотках ходят, на балалайках играют, а икру жбанами заказывают. Я открываю меню и вижу графу: «Герасимов». «А что это такое?» — спрашиваю я. Оказывается, пельмени по-герасимовски! Представляете, когда Сергей Аполлинариевич был в Париже на съемках «Журналиста, он пришел в «Максим», попросил пельменей, попробовал их и сказал, мол, это ерунда, пойдемте, я вас научу, как нужно правильно. И ведь показал!

Шолохов заряжался от ее портрета
— После съемок «Тихого Дона» Шолохов прислал мне телеграмму, мол, вы сыграли лучше, чем я написал. Это для меня прямо память! После Миша, его сын, рассказывал мне, что дома у писателя висели два портрета — Бондарчука и мой. Я на фотографии такая улыбающаяся была. И утром Шолохов просыпался, выходил к завтраку, смотрел на снимок и говорил: «Ах ты! Какая стервочка! Ах ты!». Каждый раз он заряжался от моего портрета.

Анастасия БОГОМОЛОВА


Комментарии

Комментариев нет, оставьте свой комментарий с помощью формы, расположенной ниже.

Оставьте свой комментарий к статье

 
Ваше Имя*
Дата* 06.11.2012 11:00:20
Текст комментария*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:

последние комментарии

30.10.2012
Рената Литвинова: «Люблю молчаливых!»

На большой экран вышел фильм «Последняя сказка Риты», в котором экстравагантная звезда отечественного кинематографа сыграла ангела смерти в образе медсестры.

24.07.2012
«Я независимая актриса»

Как известно, на канале ТНТ стартовал новый сезон ситкома «Счастливы вместе». В новых сериях жизнь самой известной российской семейки изменится, а самые известные «неудачники» страны ответят на главный вопрос премьерного сезона: «Гена и Даша больше не счастливы вместе?».

25.06.2012
«Мне нравится Шотландия!»

Знаменитый шансонье озвучил одну из ролей в новом фильме Диснея. Эта работа для Михаила Шуфутинского - дебют в кинематографе. Представляем читателям «Метро74» фрагменты эксклюзивного интервью, в котором он делится своим впечатлениями о фильме и о работе над озвучиванием роли короля.

26.03.2012
«КАПАЙ!» возвращается

Вадим Галыгин – о своем участии в телеверсии Comedy Club и собственном проекте для ТНТ.

27.02.2012
You Tube – новая фабрика звезд

Портал, начинавшийся как библиотека домашнего видео, превращается в могущественную платформу развлечений и трамплин для быстрой и денежной карьеры.

Партнеры проекта




Спецпроект: Банкир


Банк 24.ru: хороший банк для хороших заемщиков
Что такое хорошо и что такое плохо каждый решает для себя сам, но одно можно сказать определенно: быть хорошим не только приятно, но и очень выгодно. Если детям, которые хорошо себя ведут, обычно полагаются сладкие бонусы, то хорошие клиенты банков могут рассчитывать уже на более существенные подарки.
При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Челябинск, Главные события, новости Челябинска и области
Архив газеты   Реклама на сайте  


UralWeb Яндекс цитирования
КартаКарта